Ни́колсон Джек (Nicholson) (р. 1937), американский киноактёр, режиссёр, продюсер. С начала 1970-х гг. не удовлетворённые жизнью, ироничные, бунтующие, неврастеничные герои Николсона стали созвучны общественным настроениям и сделали его одним из ведущих актёров американского кино (фильмы: «Беспечный ездок», «Пять лёгких пьес», «Последний наряд», «Почтальон звонит дважды», «Кто-то пролетел над гнездом кукушки», «Профессия: репортёр», «Сияние», «Бэтмен», «Слова нежности», «Волк», «Такси» и др.). Постановки: «Поезжай, сказал он» (1971), «Отправляясь на юг» (1977), «Два Джейка» (1990).
* * *
НИКОЛСОН Джек - НИ́КОЛСОН (Nicholson) Джек (р. 1937), американский актер, продюсер. Занимает ведущее место среди актеров-мужчин с кон. 1960-х гг.. В начале карьеры снимался в малобюджетных фильмах, главным образом у Р. Кормена. Прорыв к звездному статусу осуществился благодаря второстепенной роли в фильме Д. Хоппера (см. ХОППЕР Деннис) и П. Фонды «Беспечный ездок» (1969). Премия «Оскар» за роль в фильме М. Формана (см. ФОРМАН Милош) «Полет над гнездом кукушки (1975, по К. Кизи). Лучшие роли сыграл в фильмах Б. Рефелсона («Пять легких пьес», 1970), Р. Поланского («Китайский квартал», 1974), С. Кубрика (см. КУБРИК Стенли) («Сияние», 1980), М. Николса (см. НИКОЛС Майк) («Волк», 1994).
* * *
НИ́КОЛСОН (Nicholson) Джек (р. 22 апреля 1937, Нептьюн, шт. Нью-Джерси), американский киноактер.
Начал сниматься в кино в 1956, но открыл его двумя годами позже «король кинохалтуры» продюсер и режиссер Роджер Кормен, который, несмотря на свою сомнительную репутацию, вывел в люди множество талантливых актеров. Николсон сыграл у него в фильме «Плаксивый убийца» (1958). Но настоящей славы пришлось ждать еще десяток лет; ее принес в 1969 году фильм Денниса Хоппера «Беспечный ездок», который называют манифестом 1960-х гг., эпохи молодежных бунтов, движения хиппи, перелома и обновления в общественном сознании. Тогда же был брошен вызов «старому Голливуду» с его традициями и предрассудками, и за образец новое поколение кинематографистов взяло своих европейских собратьев. Сыграв преуспевающего юриста, который бросил все и прибился к бродягам-байкерам, Николсон варьировал потом этот тип интеллектуала, ставшего изгоем, в фильмах «Пять легких пьес»(1970), «Король Марвин Гарденз» (1972), «Китайский квартал» и «Последний наряд» (1973), а философско-обобщенную интерпретацию того же образа представил в картинах М. Антониони (см. АНТОНИОНИ Микеланджело) «Профессия: репортер» (1975) и М. Формана (см. ФОРМАН Милош) «Полет над гнездом кукушки» (1975, премия «Оскар» (см. ОСКАР (в кино))).
Николсон и по сей день признается в любви режиссерам европейского типа. Но в то же время этот, по словам Антониони, «человек с безумным блеском глаз» из породы «стопроцентных американцев», и потому следит за тем, чтобы художественный уровень фильма соответствовал и коммерческому успеху. Николсон - самый высокооплачиваемый актер Голливуда. По его собственному признанию, чтобы завоевать популярность у молодого поколения, не обязанного знать о его былых заслугах, он совершил решительный поворот, снявшись в «Бэтмане» (1989) в гротескной роли Джокера. Впрочем, и предшествующие картины - «Иствикские ведьмы» (1987), «Теленовости» (1987), «На языке нежности» (1983, «Оскар» за роль второго плана) -дали хорошие кассовые сборы. Но «Бэтман» был невероятно прибыльным, и второй личный рекорд по результатам сборов принес актеру фильм «Несколько хороших парней»(1992), где Николсон сыграл твердокаменного вояку-самодура, мешающего расследованию убийства двух морских пехотинцев на его базе. Роли в фильмах «Волк» (1994) и «Постовой на перекрестке»(1995) подтвердили его актерскую гибкость, многоплановость, умение вживаться в образ.
При всей способности меняться вместе со временем, Николсон остается верным себе и своим принципам, что нередко заставляет его возвращаться к прежним работам: он в качестве режиссера поставил в 1990 продолжение «Китайского квартала» - «Два Джека», а в 1996 снялся в продолжении фильма «На языке нежности» - «Вечерняя звезда», печальной ленте о разрушении семьи. Ранг голливудской звезды требует подчинения множеству правил и условностей, но Николсон, являясь звездой номер один, сумел сохранить независимость (например, он чуть ли не единственный из американских актеров, который не бросил курить под давлением новой политики здорового образа жизни). И в самых нищенских одеждах (как в «Чертополохе», 1987) его герои не кажутся жалкими, они всегда полны достоинства; чтобы сформировались такие личности, требуется не одно поколение, выросшее в условиях свободы.